Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш опрос

Евляется ли донской край вашей родиной
Всего ответов: 136




Суббота, 23.09.2017, 08:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Донщина - Родина моя!!!
Главная | Регистрация | Вход
Виталий Александрович Закруткин



                           
Работа знаменитого Ростовского художника.          Жена Виталия Александровича Наталья Васильевна.

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
Д. Самойлов.


Краткая биография Виталия Александровича Закруткина.

Родился  в Феодосии . Сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом. В 20-ые годы семья Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке. В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский педагогический институт.
В архиве Новгородского учительского института в деле Виталия Закруткина сохранилось письмо, датированное 1 июня 1933 года «Директору Новгородского учительского института им. Покровского».
И далее: «Если в институте с осени 1933-1934 учебного года будет иметься вакантное место ассистента при кафедре литературы, прошу известить меня, не сможет ли Дирекция принять меня на работу. Часть моей семьи живет в Новгороде. В настоящий момент работаю преподавателем литературы рабфака Тихоокеанского института Дальне-Восточного края и курсов по подготовке в ВУЗ».
Отца будущего писателя к тому времени перевели в Новгород, завучем средней школы.

                   
Виталий Александрович Закруткин на охоте          Виталий Александрович и его друзья.
со своими собаками.

Новгородский учительский инcтитут, в лице его директора П.М. Кимена, сообщил Закруткину, что может предоставить ему ассистентскую работу на кафедре литературы. 15 июля 1933 года будущий ассистент уведомил дирекцию своим согласием и выслал все полагающиеся документы. В конце этого же месяца В. Закруткин с женой и сыном приехали в Новгород. Институт предоставил им для
жилья одну из келий бывшего Антониева монастыря. В. Закруткин был принят совместителем на кафедру литературы, в это же время он сдал экзамены в аспирантуру при педагогическом институте
им. А.И. Герцена в Ленинграде. Было трудно, но аспирант умудрился успешно сочетать учебу и работу. В Новгородском институте он одно время был заведующим культурно-массового сектора
местного комитета.

Последний документ «Личного дела» В. Закруткина свидетельствует о том, что «Преподаватель Новгородского учительского института им. М.Н. Покровского Закруткин Виталий Александрович со снабжения при институте снят с 1 сентября 1934 года». В 1936 году В. Закруткин защитил кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С. Пушкина. В этом же году он получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института. Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем, М. Шолоховым, А. Прокофьевым, С. Сергеевым- Ценским и другими писателями.

В 1937 году Закруткиным были широко организованы Дни памяти Пушкина, был выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов». Одной из необычных страниц разносторонней деятельности Закруткина стала публикация в 1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар». Незадолго до войны вышла в свет повесть «Академик Плющов». Основной же для него по- прежнему оставалась преподавательская работа – Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н. Толстого.

Но война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям
от боев им была написана книга фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане» (Пятигорск, 1942 г.). Сотрудничая с армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками
с окопных передовых. Войну завершил в Берлине.

По возвращении с фронта вернулся на прежнюю работу, но груз военных впечатлений заставляет обратиться к фронтовому дневнику, по материалам которого создается повесть- хроника
«Кавказские записки» (1946).

В 1947 году Закруткин переезжает из Ростова в глухую станицу Кочетковскую, где в 1948 году им были написаны рассказ «Млечный путь» и повесть «За высоким плетнем».


Вход во двор Виталия Закруткина.

Тема умелого хозяйствования на земле получила развитие в романе «Плавучая станица» (1950). Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства
стала приметой времени. В 1951 году роман был удостоен Государственной премии СССР. В 1953 году Закруткин приступил к непосредственному воплощению замысла романа- эпопеи
«Сотворение мира». В 1955-1956 г.г. писатель создает первую книгу, вторая книга увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году.
В 1982 году Закруткин В.А стал лауреатом Государственной премии СССР за роман «Сотворение мира».

В. Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести «Матерь человеческая». До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной. Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетковской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.). Почти все это время он был депутатом местного и областного советов. Стараниями Закруткина в станице была построена новая школа-десятилетка, поселковая дорога, восстановлена церковь в станице Семикаракорской. Закруткин, как и М. Шолохов воплотил особый «донской» стиль писательской жизни. В.А. Закруткин был похоронен во дворе собственного дома, ставшего
музеем. В его честь назван теплоход.


Виталий Александрович на природе.

Время листает страницы истории. Все дальше уходят годы Великой Отечественной войны. Но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих
героических лет. О войне написано уже столько, что, если все читать подряд, не хватит человеческой жизни. Но время ведет свой счет и отбирает достойное.
Только то, где запечатлена подлинная правда. Из таких произведений и составляется одна общая книга о минувшей войне. Виталием Александровичем Закруткиным, известным донским прозаиком, написаны в ней сильные, честные, талантливые страницы.
Поколение, к которому принадлежит В. Закруткин, оставило на фронтах большинство своих товарищей.
Война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, он отправляется на фронт военным корреспондентом.
По живым впечатлениям от боев им была написана книга фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане» (Пятигорск, 1942 г.). Сотрудничая с армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками с окопных передовых. Войну завершил в Берлине.
Пережитое легло огромным и тяжким грузом в памяти и сердцах. Война, словно притихший вулкан, встала у каждого за спиной, устрашая своим затаенным огненным
чревом. Сохранить в мире, в народе память о тех, кто спас Родину, заслонил ее своими телами в дни величайших бед и опасностей, их имена, лица – стало долгом
живущих, особенно писателей, рожденных войной.


Виталий Александрович у себя дома, со своим любимцем.

Долг этот, толкнувший к литературному труду, Виталий Закруткин остро сознает и чувствует на себе, потому в послевоенные годы создает ряд произведений о военном лихолетье. Его рассказы и повести регулярно выходят в Ростове, в столичных издательствах. А в 1970 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР имени
М. Горького за повесть «Матерь Человеческая».
Рассказ В. Закруткина «Помненька» привлек меня необычным названием. На первый взгляд, оно кажется излишне сентиментальным. Есть в нем что-то сказочное, нежное, ласковое. Перечитав рассказ, я поняла, что его название глубоко символично.
«Помненька» – так чехи называют незабудку, русский цветок.
«Помненька» – Ридушка, маленькая хозяйка оранжереи. Так величал ее летчик Алексей Григорьев, главный герой рассказа. Ему нравилось это слово, похожее
на звенящую струну.
«Помненька» – партизанский отряд, созданный 29 сентября 1942 года в прилабских лесах Чехословакии. Это ботаник Ридушка предложила его так назвать: «Пусть нашим знаком будет цветок помненька. Пусть он напоминает каждому из нас голубое небо родины…» Отряд наводил ужас на все близлежащие немецкие гарнизоны. Партизаны жестоко расправлялись с комендантами, убирали холопов предателя Тисо. Всюду, где карающая рука партизан настигала врагов, они оставляли свой знак – «чистый, голубой, как небо, цветок незабудку, нежную помненьку…»
Повествование ведется от первого лица, от лица главного героя, летчика Алексея Григорьева. Рассказ читается залпом. Почему? А потому, наверное, что он во всем правдивый и по-настоящему талантливый. В нем органически переплетаются темы войны и любви. Прочитала – и такое чувство, будто сама там побывала – в том времени, среди тех людей в немецком окружении.
Необычна композиция произведения. В. Закруткин использует свой излюбленный прием – рассказ в рассказе. В произведении как бы два временных плана: послевоенное время и прошлое, обагренное войной, вечно живущее в воспоминаниях тех, кто чудом уцелел в огне.
В рассказе В. Закруткина «Помненька» нет масштабных сражений, боев, решающих победу на соседних участках. Его содержание – история партизанского отряда
и история любви на войне. Как же развивается сюжет произведения?
В самом начале рассказа автор знакомит нас с главным героем – летчиком Алексеем Григорьевым. Его шестьдесят девятый вылет стал последним. Вражеские зенитчики зажгли его самолет; катапультировавшись, он неожиданно падает в оранжерею и от боли теряет сознание.


На пороге дома.

Очнувшись, Алексей увидел Ридушку, девушку, работающую в оранжерее, и долго не мог отвести от нее взгляда: у нее были огненные волосы, печальные зеленые глаза. Все работники оранжереи убежали от немцев вместе с

хозяином. Остались Ридушка и немой садовник Вацлав; они ухаживали за живыми цветами, которые не смогли оставить. К этой оранжерее прибились и другие люди,
много испытавшие в суровые годы войны: французский инженер Эжен Мишле, капрал американской армии Джемс Муррей из Лос-Анжелоса, американцы, английский
моряк. Девушка обучала всех ботанике, и латинские названия растений стали для них первым средством общения. Так, если хотели кого-нибудь похвалить, они говорили «роза майези» – есть такой сорт красивых алых роз. Постепенно у них образовался странный, но понятный им язык – пестрая смесь русских, английских, французских
и чешских слов, варварский винегрет, от которого любой лингвист пришел бы в ужас, но они охотно пользовались этим самобытным эсперанто и быстро научились
понимать друг друга…
В оранжерее было одиннадцать мужчин, все прошли огонь и воду и не боялись ни бога, ни черта, а вот перед девушкой робели, как ягнята. В Ридушку нельзя было не влюбиться. Алексей Григорьев, вспоминая о ней, говорит: «Бывают такие женщины, что вот не захочешь, а пойдешь за ней на край света».
Несколько раз на протяжении произведения главный герой описывает Ридушку, свою возлюбленную. Какой лиричностью проникнуты строки о ней: «…вся она такая
светлая и хорошая, что тянешься к ней, как к солнечному зайчику…»
Целыми днями мужчины трудились в теплице, а вечером приносили Ридушке одиннадцать букетов «со значением»: капрал Джемс Муррей появлялся с красными розами,
его товарищи приносили адонисы, васильки, лилии… Алексей всем цветам предпочитал голубые русские незабудки, он любил их за чистый цвет весеннего неба,
за тонкий запах, за хрупкость и беззащитность. Однажды девушка вложила ему в руку незабудку и сказала, что хотела, чтобы он о ней не забыл, помнил ее.
Нет, это не банальная романтическая история о десятке мужчин, которые были влюблены в одну девушку. Дальнейшие события произведения еще больше завораживают читателей. Ведь рассказ «Помненька» – это не только история любви. Параллельно развивается еще один сюжет. Пленным норвежцам – лесорубам, которые работали недалеко от оранжерее, удавалось передавать информацию о смертной битве на Волге, о сражениях англичан и американцев в Африке. Но затем связь с норвежцами прервалась: их угнали куда-то. И вот обитатели оранжереи в течение одного месяца превратились в колонию робинзонов. К ним пришла тоска, подкралась, как лесной
зверь. Алексей, глядя на небо, тосковал о родине, такой влекущей и далекой… Как птица с перебитыми крыльями, он мечтал: «Эх, если б взлететь! Хоть один раз пережить бы радость боя и почувствовать свою силу…» Алексей Григорьев напоминает мне горьковского Сокола, героя романтического произведения «Песня о Соколе»:
та же огромная любовь к небу и страстное желание взлететь последний раз.
Кульминационным в психологической канве рассказа является разговор Алексея с Ридушкой, где он признается, что не может больше ждать, что «цветы стали его врагами».


На свежем воздухе.

Родина стояла перед глазами Алексея Григорьева: «…проплывали ковыльные русские степи, реки и города, снежные сугробы Сибири, телеграфные провода вдоль дорог, а на проводах – белогрудые ласточки… Почти наяву видел лица товарищей…»

Алексей решил действовать. Будучи лучшим стрелком, он получил для охоты один патрон. Стрелять нужно было наверняка: запас пищи иссякал. С охоты Алексей
вернулся через двое суток. Он принес не «экземпляры местной фауны», а немецкие пистолеты и документы. Не все одобрили решения Алексея воевать с немцами
по-партизански. Так, черный Джемс нудно бормотал о том, что они не имеют права рисковать судьбой женщины, что партизанские действия противны международным законам ведения войны и офицерской рыцарской этике… Другие утверждали, что они уже выполнили свой солдатский долг и остается спокойно дожидаться конца войны, пользуясь гостеприимством Ридушки.
Но негр Дик Смайлз украдкой пожал ему руку и шепнул: «Не верьте им, мистер Григорьев… Все восхищаются вашим поступком…»
С этого момента жизнь в оранжерее изменилась. Ридушка тоже поддержала Алексея: «Русский офицер прав, нам нельзя прятаться от войны под сенью зеленых пальм.
Кому это не нравится, тот должен будет покинуть нас…»
Так началась история партизанского отряда «Помненька», командиром которого стал русский летчик Алексей Григорьев. По-мужски скупо описывает Виталий Закруткин военные будни: совершали молниеносные ночные переходы, неделями прятались в болотах, вершили над палачами суд и расправу. Любовь Ридушки и Алексея
преобразила их, окрылила. Мы видим, как изменилась Ридушка, стала более решительной. Ее пальчики привыкли к оружию. Ей было очень тяжело не только физически,
но и душевно. Она не была рождена для ратных подвигов. Она слишком любила на земле все живое и красивое и слишком боялась смерти. Ридушка ни разу не
пожаловалась, не сослалась на свою слабость.
Свыше двух лет действовал партизанский отряд «Помненька», но девушка не огрубела, как будто кровавые труды не коснулись ее души. Все по-прежнему любили и боготворили ее, мучились от неразделенной любви.
Спустя годы Алексей Григорьев с глубоким сожаление признается рассказчику, что Ридушка часто расспрашивала его о России, просила петь русские песни, читать стихи Пушкина, говорила, что любит его красивую землю, гордится им и радуется тому, что он русский. Но ни разу она не сказала, что любит его.
Нельзя без волнения читать строчки, повествующие о мученической гибели девушки.
Ридушка впервые не ушла со всеми на операцию: немцы отступали, и нужно было взорвать два железнодорожных моста на реке Сазава. Расставаясь с Алексеем, она
три раза поцеловала его и ничего не сказала. Отряд вернулся на четвертые сутки… Словно капли крови, на траве алели развеянные ветром лепестки роз.
Повсюду дым…
Немого садовника и девушку немцы взяли в плен. Они держали Ридушку за семью замками, считая ее опасным противником, подвергали нечеловеческим пыткам.
Несколько раз пытался Алексей спасти любимую. Однако все попытки освободить Ридушку не увенчались успехом. В лапы гитлеровцев попали трое партизан: Алексей, Джемс Муррей и француз Эжен Мишле… Их расстреляли в парке на берегу реки. Двое были убиты, а Алексею чудом удалось спастись. Прикинувшись мертвым,
раненный в ногу Григорьев пролежал в воде, пока немцы не ушли, а потом пополз, сам не зная куда. Он оказался в лесу, позднее в отряде ему ампутировали ногу.
Снова Алексей посылает проверенных людей для спасения Ридушки, но все тщетно. Время не смогло стереть в памяти летчика даты: он расстался с девушкой 18 апреля,
а встретился с ней 3 мая.
С мертвой
… Дядя Вацлав жалобно мычал, по его лицу бежали слезы. Он достал завернутый в газету носовой платок. Все уголки его были искусаны (у Ридушки была смешная
привычка грызть кончик носового платка), на нем темнели пятнышки крови, а сбоку было написано косо, неразборчиво: «Алексей... мой любимый…»


Фронтовые друзья Виталия Закруткина.

Такова трагическая история глубокой, затаенной любви двух молодых людей.
Пессимистичен ли финал рассказа? Полагаю нет, потому что он пронизан верой автора в лучшее в человеке. Он напоминает, какой ценой завоеван мир на Земле.
Алексей Григорьев и все, кто остался в живых, уезжают на родину. Он увозит из Чехословакии цветы, голубые, как небо, которые он утерял.
В последних строчках рассказа «… и над ним светились и трепетали чистые весенние звезды»– выражена сокровенная мысль автора: невозможно забыть пережитое
в годы суровой войны, нужно помнить.




Copyright MyCorp © 2017